Писатель - личный сайт
Гоголь не по зубам!
06 Май 2018
Театр – это праздник, и туда нельзя допускать пошлость.
Владимир Этуш
5 мая на сцене ДКиТ НКМЗ я познакомилась с эксцентричным и тривиальным прочтением Гоголя – современный театр привёз «Вий» в постановке Д. Рачковского и нагнул раком краматорских театралов.
«Наш «Вий» – это, прежде всего, шоу, зрелище, смех до коликов и впечатления на всю жизнь!» – заверяют авторы спектакля. Я бы добавила к перечню сломленную психику у некоторых театралов и пену изо рта у театральных критиков.
Спектакль был заявлен как комедийный. Ни режиссёр, ни актёры не претендовали на классическое прочтение произведения, а потому всем поклонникам творчества Гоголя не стоило рассчитывать на «высокий штиль» на сцене. Для особо впечатлительных лиц, не готовых к такой трактовке, комедия обернулась в трагедию: зря потраченные время и деньги. Краматорчане не приняли «чёрный» юмор спектакля. Что, спросите вы, заставило их покинуть зал заблаговременно? Я постараюсь удовлетворить ваше любопытство, дорогие читатели, поделиться с вами впечатлениями и выразить своё беспристрастное и объективное мнение.
«Мосты» с классической версией мистической повести Гоголя были сожжены ещё до того, как «гиганты прозаического секса», классики порнухи и мэтры юмористического жанра приступили к написанию сюжета. От оригинального текста осталась только канва. Изобилие ненормативной лексики «ни хрена себе посадочка», «сейчас я тебя опущу», молодежного сленга «заткнись придурок», «а в этом хуторе лохи живут или в гости приезжают?», «бабушке на первом свидании поспать сразу предлагаешь?», «мозги вытекают через тернии к звёздам», «первым делом узнай, нет ли у покойной венерических заболеваний», «мёртвый гей – хороший гей», «как говорят ВКонтакте, меня трудно найти, легко потерять и невозможно забыть» эротики, откровенных сцен, Харлей Дэвидсон вместо метлы, актёров топлес окунёт вас в водоворот впечатлений и разрушит ваши стереотипы о привычном походе в театр.
Гоголь – гомосек?!
Гоголь никогда не знал женщины, не успел почувствовать, как сам писал, «первого блага на свете», но это не делает его педерастом. Героиня же его произведения «Вий» Панночка оказывается педерастом-трансвеститом. Она предлагает Хоме, экипированным для чтения псалмов памперсом, вазелином, клизмой и краской для волос, кокаин, а потом выходит за него замуж. Всё это приправлено откровенными костюмами и танцами с элементами эротики.
Стринги на 40-летнем исполнителе Панночки, футбольная форма с петушиным хохолком на Вие, наряды под стать пи-джеек из ночных клубов, парики у подтанцовки, женские туфли на священнике были в унисон с происходящем на сцене. Желание превратить Гоголя в реалити-шоу в стиле Кардашян обернулось в низкопробное зрелище. И дело не в отсутствии чувства юмора и консерватизме. Низкий рейтинг спектакля обусловлен, прежде всего, вымученным на два часа сюжетом, переизбытком шуточек о заднеприводных (лицах нетрадиционной ориентации), слабыми диалогами. Шутки эротического характера с налётом вульгарности имеют право на существование на театральных подмостках, но лишь в том случае если это есть часть замысла, а не сам замысел. Две фразы, которые заслужили моих оваций «Мы же идём в Европу» (всегда придерживалась мнения, что после падения коммунистического режима мы бросились копировать Запад в том, в чём проявляется его деградация), «Мой папа сделал для нашего хутора безвиз».
Декорации в стиле КВН с видом села крупным планом и надписью «Великі лохи», подобие луны на заднем плане, плетень – вряд ли могут претендовать на оригинальность.
Разгадать стратегию подобных театров не составляет труда: звезда экрана, задействованная по многим киноработам на афише, которая обеспечит кассу, в данном случае Георгий Поволоцкий, и «Мёртвые души» (не существующие зрители) на сайте Карабас, которые якобы «размели» билеты на чудо-спектакль (Мак исправляет на «чучело»).
Неумение осилить Гоголя от псевдодеятелей от искусства, которые выдали похабщину за новое слово в театральном искусстве, обернулось полупустым залом и справедливым замечанием зрителям из уст Панночки: «Вы чего смеётесь, извращенцы?»
После просмотра спектакля гарантирован кипяток матов и снижение продаж билетов на ближайшие постановки!
В Краматорске благодарные зрители, но такие порноклаунады не способны эпатировать на сцене.
Пророческий императив Гоголя состоял в отказе от грязной порнографии, похабщины, взыванию к жизни слова, воспевающего любовь, дабы наслаждаться «пламенем», которое великого прозаика «превратило бы в прах в одно мгновенье».
P. S. Я старалась быть объективной до конца, а потому вернулась после антракта в зал и выдержала до опускания занавеса, несмотря на такие соблазнительные слова «пицца», «пиво» от друга, составившего мне компанию. А режиссеру так захотелось увещевать по зубам за такое «творчество».