Писатель - личный сайт
Шоу должно продолжаться!
01 Май 2017
Потерявшийся водолаз, накладные ресницы «с характером», отказывающиеся лепиться, летающая корона, ученики, брошенные своим руководителем в последний момент. Казалось бы, что здесь общего? Общее есть – это участие в танцевальном талант-шоу «Dancing Queen Kramatorsk 2017». 29 апреля прошло танцевальное шоу, в котором мне выпала честь занять почетное место среди членов жюри. Осветить историю развития танцевального искусства в одном шоу – задача не из легких. Например, отдельно взятым двум авторам потребовалось выпустить 4 тома, чтобы рассказать в них лишь о 800 танцах. Однако хореографам Златей Гоцкой и Анастасии Степанченко, подготовившим фееричную программу, как по мановению волшебной палочки, удалось провести зрителей не только сквозь джунгли афро-джаза, но и погрузить на морское дно, выплеснув на паркет.
Зов предков, облеченный в стиль, приковал внимание с первой минуты. Под музыкальные мотивы Африки жюри вместе со зрителями окунулось в пьянящую атмосферу свободы, представив себя на раскаленном песке, набегающем волна за волной, под знойным солнцем. Недаром психотерапевты рекомендуют афро-джаз как психологическую разгрузку. Члены жюри так раскрепостились под ритмы танца, что не успели вовремя оценить номер, как на танцевальном «горизонте» появился старомодный призрак целого века. Из поклонов и реверансов, точно отмеренных маленьких шагов, изящных поз на сцене правил менуэт – элегантности секрет. Придворный танец, в котором кавалер ведет партнёршу за кончики пальцев, нежно погрузил в эпоху правления короля Людовика XIV, заставив по достоинству оценить танец, достойный королей, произведший «революцию» в правилах бальных церемоний. Несмотря на то, что хип-хоперы с трудом сдерживались, чтобы не батлить, они органично влились в строй танцующих пар, изящно исполняя кокетливый менуэт.
В танце всегда есть место для импровизации. А там, где есть импровизация, есть место росту и развитию. Именно поэтому четвертым туром в конкурсе стала мисс непредсказуемость «Импровизация». Великая Майя Плисецкая говорила: «Люди воспринимают и жизнь, и искусство одинаково – тронет это душу или нет. Артист чувствует, когда он берет зал. Поэтому я не люблю ни про что, танец «ни про что». Он и в душе то ни про что. Верьте себе люди, если на вас это производит впечатление, значит, это хорошо, если нет – это не хорошо. Со мной было так, когда я была в Индии. Я танцевала там Лебедя, и никто не спросил про что это? Потом я танцевала там следующим номером па-де-де из «Дон Кихота» с трюками, с фуэте. Все индусы спрашивали: «А про что это?» – «Сама не знаю про что, про 32 фуэте. А это не трогает». В шоу, как и в любом проекте такого плана, было место и тому, что тронуло и тому, что не зацепило. Кто-то вышел из музыкального размера, станцевал немузыкально, кому-то не хватило сюжетных танцев, кто-то практически не использовал сложных и интересных движений, у кого-то эмоции захлестнули технику. Пожалуй, выразительность – самое точное определение этому процессу. Передать смысл, показать, почему ты танцуешь. Танец несет в себе нечто. И он должен быть выразительным, как и слова, которые мы наделяем ударением, когда хотим произвести эффект, высвобождая бессознательное, прикасаясь к сердцам зрителей, не оставляя выбора жюри. Кому-то стало горько от проигрыша, но без проигрыша не бывает побед. Состояться сегодня непросто. Помимо трудолюбия нужно везение и случай. Бывает, куешь счастье в одном месте, а оно притаилось в другом. Такие проекты заставляют задуматься и побуждают совершенствованию и развитию.
Организаторы конкурса, несмотря на то, что провести шоу такого формата финансово тяжело, проделали весомую работу, с гордостью заявили о себе и открыли новые возможности для всех желающих ближе познакомиться с танцем. Уверена, что у них бывали дни, когда они искренне говорили: «Всё! Нет больше сил! Будь что будет!» Но если вы — человек творческий, то ваше дело не даст вам покоя никогда, оно захватывает целиком и полностью. Сон несколько часов в сутки, мозг не останавливается ни днем, ни ночью. Во сне, как на репетиции, дергание ногами и крик: «Раз, два, три». И наутро уже хочется продолжать сладкую каторгу и двигаться дальше, репетировать до тех пор, пока навыки не будут доведены до автоматизма: так, чтобы, даже если бы танцовщица захотела ошибиться, не смогла. После шоу видишь фидбэк, эмоции людей, что людям это что-то дает, что есть какое-то развитие. И это всё больше и больше подстегивает двигаться дальше. Ведь больше всего убивает равнодушие, когда нет отклика от аудитории либо от города. Это очень интересный опыт, и в дальнейшем хотелось бы пожелать, чтобы такие чудесные коллективы имели возможность и поддержку заявлять о себе в других городах Украины, где очень разные бэкграунды знаний. Хореографам продолжать генерировать идеи, быть разными, планов иметь на сто лет вперед, и финансы на их реализацию не за счет своих кредиток, а благодаря поддержке администрации города и государства.
К сожалению, пока хореографы создают себе только оптическую картинку, какое в городе танцевальное шоу будет в следующем году, где найти средства для его проведения, и как заиграет зал после реконструкции. Одной из главных проблем, как Краматорска, так и Украины в целом, является современное понимание культуры, ее роли, которую она может играть в усовершенствовании общества и экономического реинтегрировании. Пока что это восприятие и формулирование культуры оставляет желать лучшего. Всячески создаются барьеры для тех возможностей, которые могли бы быть привнесены в страну культурными индустриями. Во многих европейских странах культурные индустрии уже являются выдающимися не только по экономическим индикаторам, но и по показателям обеспечения занятости и трудоустройства – это отрасли, в которых создается больше всего рабочих мест. Зачастую это огромнейшие работодатели для молодежи. В нашей же стране лучшие силы в поисках заработка уезжают. Какие девушки вывозятся из Украины и работают в ночных клубах, в варьете, в кользомации… Знаете, что такое последнее? Это когда вы танцуете на сцене в короткой юбке, а потом к администратору подходит мужчина и говорит, что хочет «вот эту крошку». Согласно прайсу раньше такие услуги стоили доллар в минуту. Но! Мужчина не имеет права дотронуться до вас без вашего согласия. Может с вами танцевать, общаться… Но если вы хотите, с вами воплощаю все свои эротические фантазии.
Сфера культуры нуждается в преобразовании и апргейде. Увы, но пока ни государство, ни простые люди не осознают в полной мере все ее резервы. Лица, которые принимают законодательные проекты, учат нас «патриотизму», но свое будущее гипотетически не связывают с этой страной. Сегодня модно рожать в Майами, модно отправлять детей учиться в Швейцарию. Это тот блок ценностей, который нам сегодня пропагандируют. Мы во всем хотим подражать только другим странам. Мы не хотим научить людей своей истории, культуре, языку. Бумажным душам все равно, как будут учиться остальные дети. Если бы у нас внесли законопроект о полном запрете на обучение детей чиновников за рубежом, чтобы их родные служили в армии, тогда стимулировали бы отечественный инновационный и образовательный потенциал культуры, а наших детей не превращали бы в ходоков за счастьем за бугром. Люди в министерстве, которые никогда не держали скрипку в руках, не занимались вокалом, не должны диктовать, как учить детей, это должны делать профессионалы, которые играют, танцуют, поют на лучших площадках мира. Только тогда наши школы будут в перфектном состоянии, ими будут хвастаться, а не бросать на выживание, а нашим звездочкам будет рукоплескать весь мир!