fbpx

Как вовлечь детей в мир литературных героев и книжной культуры

Главная » Блог » Как вовлечь детей в мир литературных героев и книжной культуры
  • Присоединяйтесь

06 Май 2019

Сегодня я хочу побеседовать с моими любезными читателями на тему: Как вовлечь детей в мир литературных героев и книжной культуры. К сожалению, на сегодняшний день не читающих людей столько, сколько и людей, не слушающих Шуберта, Брамса и Моцарта. Количество людей, читающих замечательные книги, слушающих великую музыку, не меняется с общим увеличением населения. Почему так происходит? Ответ очевиден: родители не занимаются воспитанием детей, позволяют заменять чтение многочасовым просмотром телепередач, чатиться с друзьями в сети, а библиотеки вытесняют видеотеками и компьютерными играми.И беда не в том,что ребенок, оканчивая школу, не знает произведений К. Чуковского или С. Маршака, а в том, что он не сопереживал героям стихов, сказок, рассказов, попадающим в неприятности, не горевал вместе с добрыми персонажами книг, у него не возник импульс доброты, сострадания. Опасность, связанная с электронными носителями, формирует у ребенка отсутствие умения структурировать зрительное поле, потому что они смотрят клипы, мультфильмы и приучаются к тому, что им уже все структурировано. Если до 10 лет вы не сформировали у ребенка потребность к чтению, духовному удовольствию, позднее она не сформируется. Когда в родительском доме есть книжные полки, заполненные книгами, и родители эти книги читают, такие дети почти всегда вырастают читающими. Чтение – самый универсальный тренажер творческого развития. Как же привить любовь к этому тренажеру, а не оставить его пылиться в углу, как орбитрек или беговую дорожку, которые с легкой руки хозяйки в большинстве случаев с видного места переезжают в кладовку.

Один из методов (с детьми маленького возраста) заключается в том, что когда малыш ложится в постель, вы садитесь рядом с ним и сначала рассказываете ему сказки, рассматриваете иллюстрации, а потом начинаете читать и гладить его. Для ребенка важен тактильный контакт, в этот момент ребенку тепло, уютно, он ждет следующего дня. Мозг вырабатывает восприятие чтения, как нечто хорошее, приятное, теплое, уютное. На следующем этапе можно разнообразить процесс чтения, вовлекая ребенка в беседу;использовать метод инсценирования произведений с помощью игрушек. Так в воображении детей происходит «оживление» литературных героев. Замена этого теплого защищенного материнского, бабушкиного, дедушкиного чтения на просмотр мультфильмов, другого какого-то действия формирует другой тип поведения. Позднее можно добавить просмотр мультфильмов по прочитанным произведениям. Разучивание стихов и выразительное чтение тренируют память. Мама рассказывала, что одним из моих любимых занятий в детстве было разучивание стихов и юморесок Петросяна, будучи в трехлетнем возрасте, я собирала за двором толпы взрослых и по полчаса веселила публику, срывая овации. Я преподаю языки, и возраст моих учеников варьируется от 4-х лет до студентов высших учебных заведений. Практически каждый из них обращался ко мне с просьбой дать краткий пересказ того или иного произведения, заданного в школе, дабы не читать самому. В таких случаях я начинаю рассказ, а потом прерываю на самом интересном месте, интрига всегда бодрит, и вызывает жуткий интерес прочесть самому.  Когда нам пересказывают какое-то литературное произведение, то рассказывают сюжет, и это отвращает от книги.Надо показывать какие-то неожиданные и странные вещи, которые есть в тексте, чтобы ученику самому захотелось прочесть. Л.Н. Толстой говорил, что литература позволяет «найти самого себя». Так и есть, литература позволяет взглянуть на каждого героя через призму своего сознания. Писатель «отзеркаливает» в своих текстах себя и свой внутренний мир. Пересказать произведение – это то же самое, как выслушать сотню рассказов о том, как прекрасна Эйфелева башня, вместо того, чтобы один раз увидеть, и влюбиться или не влюбиться.Чего я рекомендую не делать ученикам, и за что меня многие осудят, так это – не читать зрелую литературу в школе. Если вы не хотите возненавидеть, к примеру, Достоевского, Толстого, Маркеса,и не прикасаться к их творчеству до конца жизни, то не читайте то, к чему не лежит душа в определённый момент. Я не читала в школе многие, обязательные к прочтению, произведения: «Войну и мир» (грандиозный роман, где около четверти текста по-французски, маленький подстрочный текст перевода самого автора вряд ли кто читает, а если и читает, то в сокращенном виде), «Мастера и Маргариту», «Анну Каренину». Я бралась за эти произведения в школе, но внутренне ощущала, что для них еще не время.Когда я захотела их прочесть, то не смогла оторваться и проглотила «не запивая». Чтобы понять глубину некоторых произведений нужно повзрослеть, у каждого этот порог взросления разный. Беритесь за книгу, когда почувствуете действительный импульс к прочтению, тогда вы ощутите литературное удовлетворение. Напоследок хочется сказать, что книга – это участник культурного пространства и рядом с ней есть живопись, музыка, очень много явлений. Абсолютизировать только книгу я бы не стала. Когда я посещаю уроки вокала, педагог часто пополняет багаж знаний детей в разных сферах жизни. К примеру, преподаватель указывает на гипсовый бюст П.И. Чайковского, который стоит на полке, и обращается к детям с вопросом: «Кто этот скромный мужчина?» – Дети отвечают: «Чайковский» –«А кто назовет, какими жанрами представлено наследие Чайковского?» – Из разных концов студии начинаются выкрикивания. – «Оперы», «Балеты», «Симфонии», «Романсы». – «Так, запоминайте, – говорит педагог, – 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, 104 романса».

Оперы

Балеты

На следующем занятии даже четырёхлетки знают, кто такой Чайковский и с чем его едят.

 

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться на
guest
0 комментариев
Старые
Новые Большинство проголосовавших
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x